Воздвижение честного и животворящего Креста Господня

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. (1 Кор. 1:18-21)

«Ибо слово о кресте, – говорит (Павел), – для погибающих юродство есть». Так как у язычников крест подвергался осмеянию, то они, вероятно, называли учение о нем противным своей мудрости и несогласным с своим учением; потому Павел, вразумляя, говорит: не почитайте его странным и нелепым; это дело по свойству своему таково, что погибающие не могут постигнуть силы его, так как они потеряли ум и впали в безумие. Потому они и поносят и ненавидят спасительные врачества. Что ты говоришь, человек? Христос сделался рабом, приняв для тебя образ раба, был распят и воскрес; следовало бы поклониться Воскресшему и подивиться Его человеколюбию, так как все то, чего не сделал для тебя ни отец, ни друг, ни сын, сделал Он для тебя, своего врага и оскорбителя; следовало бы удивляться Ему за это; а ты называешь безумием дело, исполненное такой мудрости! Но неудивительно; погибающим свойственно не познавать того, что ведет к спасению.

Подробнее...

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы – радостный праздник. Есть церковные праздники, которые соединяют в себе радость и печаль. Например, в день Вербного воскресенья нам и радостно – от торжества Спасителя в Иерусалиме – и горестно, потому что мы знаем, что случилось после этого. В день Воздвижения Креста Господня нам радостно, потому что была обретена великая христианская святыня, но и печально от воспоминания страшной крестной смерти Христа.

Подробнее...

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины» (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня? Как показывает ход речи, с того, в который Спаситель, наставляя учеников Своих, сказал им: «приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего», и прибавил: «аминь глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем» (Мф. 16, 27, 28), то есть, Свет предстоявшаго Преображения Он назвал Славою Отчею и Своим Царством. Это показывает и яснее раскрывает Евангелист Лука, говоря: «бысть же по словесех сих яко дний осмь, и поем Петра, и Иоанна, и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его было блистаяся» (Лк. 9, 28-29). Но как согласить их между собою, когда один определенно говорит о промежутке восьми дней между беседой и явлением, а другой (говорит): «по днех шестих»? Слушайте и разумейте.

Подробнее...

Усекновение главы Иоанна Крестителя

В этот день вспоминаются слова свт. Феофана Затворника о голосе нашей совести, что это такое вообще? Когда весть о проповеди Господа нашего Иисуса Христа дошла до царя Ирода, который прежде усекнул голову «величайшего из рожденных женами», то он сказал что, это не Христос, а Иоанн Креститель которого я усекнул. Это означает то, что его совесть – внутренний голос не давал ему покоя от того, что он сотворил и прибавлял: это Иоанн которого я усекнул. Ведь Господь сотворил человека по образу и подобию своему, и как говорит Господь нам в Евангелии и Ветхом Завете: Аз рех: бози есте (Псалтирь Пс.81 ст.6), это говорит нам о том, что в каждом из нас присутсвует частица Божества. Но по многочисленным прегрешениям, страстям и даже большому количеству бесов, которые в нас находятся как в том бесноватом, некогда встретивший Господа не далеко от села Гадаринского, этот внутренний голос, подсказывающий нам где как поступить или наоборот говорит и твердит нам о том, что мы сделали не так и есть «Голос Бога внутри нас». И нам следует оглянуться и вопросить себя, а присутствует ли в нас этот голос ,или он уже давно утих и про него забыли.

Подробнее...

Первоверховных апостолов Петра и Павла

Сегодня православная церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. По своему происхождению и социальному статусу они являются противоположностями друг другу, один простой некнижный рыбак, второй образованнейший человек того времени. Но по своей христианской проповеди и значимости в созидании церкви христовой занимают равное положение. Апостол Петр был самым старшим по годам среди всех апостолов, но в тоже время был всегда откровенен с Господом нашим Иисусом Христом, когда первый из всех апостолов исповедал Его Богом и Христом, за что получил от Господа ключи от Царствия Небесного. Апостол Павел был ревностным гонителем церкви Христовой, и как он сам о себе говорит, что даже преспевал в этом деле среди братий своих. Но в один миг когда прикоснулась его благодать Божия, он тот час же изменился и стал величайшим проповедником Христа.

Подробнее...