Неделя 26-ая по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня в Воскресном Евангельском чтении мы вспоминаем притчу о «Милосердном самарянине». Давайте прочитаем:

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Св. Евангелие от Луки 10:25-37).

Какое множество образов открыл Христос нам в Св. Евангелии рассказывая нам всё о том же – о любви к Богу всем сердцем и любви к ближнему как к самому себе: Ведь «в этом весь закон» - сказал Спаситель.

В нынешнем Евангельском чтении поставлен вопрос: - Кто такой мой ближний. Ведь сказано же: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею крепостию твоею, и ближнего твоего как самого себя». В ответ на этот вопрос законника, кто же это такой – ближний, Спаситель приводит притчу о милосердном самарянине, который оказал милосердие человеку иудею, попавшему в беду, не смотря на то, что иудеи с самарянами не общались, так как считали самарян еретиками. А представители лучшего еврейского сословия – священник и левит остались равнодушными к своему несчастному земляку и единоверцу. И вот в поиске ответа для себя многие начинают обращать свой взор вокруг: «Где же это мой ближний?», как в сказке, Иван медвежья башка искал: «Какое же это мне доброе дело сделать?». А православие учит обращать взор на себя, понуждает задаться вопросом: «А кому от этого легче, что я живу на этом свете?». Задавшись таким вопросом, легче уяснить важную вещь о том могут ли у меня вообще быть ближние во исполнение Заповеди Божией или же я являюсь тем самым священником и левитом, которые равнодушно смогут пройти мимо самого несчастного нуждающегося.

Тут, дорогие братия и сестры, вырисовывается православное учение о наблюдении за собой (трезвение), предостережение от собственных грехов, а не наблюдение за недостатками окружающих. Аминь.

Протоиерей Михаил (Степанов)