Ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. И так, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1-4). Это одно из самых важных слов Христа. Что же такого особенного видел в детях Иисус? Может быть, ребенок является абсолютным совершенством во всех отношениях? Отнюдь нет. Любой отец и мать укажут на отдельные проявления эгоизма, своеволия, вспыльчивости и нетерпения даже у маленьких детей. Но тогда, может быть, Христос намекал на неразвитость ребенка, недостаток опыта? Или может для того, чтобы войти в Царство Небесное, нам следует отбросить все, что знаем, забыть все, чего достигли, и сделаться опять неразумными детьми?
Нет! Евангелие призывает на скдуховному росту, к развитию всех способностей души, к их бесконечному усовершенствованию. С годами душа может черстветь, и человек начинает смотреть на своего ближнего только лишь с позиции личного интереса и практической выгоды. Душа же ребенка всегда раскрыта навстречу любви, добру и свету. И если, по мере его физического роста (а то, что он растет – аксиома!) ребенка воспитывать в правильном русле, есть все основания полагать, что в будущем он состоится как Божья личность.
Конечно же, невозможно сразу взять – и умалиться. Но возможно умалять себя в каждом отдельном случае: не спешить «докрови» защищать свою правоту; больше слушать, нежели говорить. Ведь незря Господь дал нам два уха и только один рот! Врата, ведущие в Царство Небесное, не только узкие, но и низкие. Чтобы войти в них, обязательно нужно сокрушиться. Ведь как заметил один восточный поэт: «К земле тем ниже клони тветка, чем тяжелей плоды на ней...».
Дети, как правило, очень быстро забывают обиды. Их вчерашний обидчик сегодня может стать наилучшим другом. Помню, с какой радостью в детстве я мирилась со своей лучшей подругой! «Мири-мири навсегда, больше ссориться нельзя!» – эту смешную детскую считалочку я до сих пор озвучиваю, когда хочу помириться со своим сыном-подростком. «Солнце да н зайдет во гневе вашем!» – призывает нас апостол Павел в послании Ефесянам (4:26). Поссорился с кем-либо – мирись тутже, неоткладывая. Сам Господь Иисус сказал однажды, что путь к Божественному жертвеннику лежит через дом человека, с которым у нас нарушен мир и отсутствуют добрые отношения (Мф. 5:23-24). Никогда не нужно бояться выяснять отношения с обидчиком, задавать ему «неудобные» вопросы. Также необходимо спрашивать в молитв есовета у Господа, каким образом вести себя, чтобы в отношениях с ним снова «засияло солнце». А если этого неделать, то обида с каждым днем начнет разрастаться подобно катящемуся с горы снежному кому, и грех непрощения не замедлит «встать у твоих ворот». Апостол Петр очень любил задавать Господу вопросы. После беседы с Христом о молитве с детской непосредственностью он потребовал уточнения: «Господи! сколько раз прощать брату моему... до семи ли раз?" Ответ Христа привел Петра в изумление: «Не семь… но до седмижды семидесяти раз" (Мф. 18:19-35). Четыреста девяносто раз прощать одному и тому же обидчику! Человек должен быть весь проникнут духом всепрощения – вот смысл данного ответа! Кто-то может возразить: «Знаете ли вы, как трудно прощать того, кто постоянно меня критикует и считает ущербным?» Да. Очень трудно. А порой и невозможно собственными силами простить обиду. Но если любовь Божия изливается в наши сердца Духом Святым, мы можем это сделать посредством Его силы. Он дает нам любовь к таким людям, которых сами по себе мы любить невсостоянии. Это и есть любовь Христова, любовь-сострадание, любовь-милость к человеку, нас оскорбившему, глубокое сожаление о том, что он способен был на такой поступок. Если мы желаем всегда иметь внутреннюю духовную радость, мы должны прощать охотно, по-детски искренне, великодушно, как и Бог во Христе простил нас.
А еще дети постоянно учатся. Им интересно познавать окружающий мир. Каждый новый день для них – открытие. Часто на бесчисленное множество вопросов, которые они задают, взрослые не в силах ответить. Поэтому последние вновь открывают учебники, энциклопедии, и начинают учиться по второму кругу вместе со своими детьми. Для христианина также не существует «потолка». Он всегда должен быть кротким и смиренным учеником Христа, проявляя при этом детскую любознательность и старание. Нельзя отрицать и того, что, по слову апостола Павла, почитая один другого высшим себя, мы должны быть готовы учиться у всякого человека, независимо от его возраста и стажа пребывания в церкви, прислушиваться к справедливым замечаниям и извлекать уроки для собственного исправления.
Одна из главных особенностей ребенка – полное доверие своим родителям. Действительно, трудно найти дитя, которое бы беспокоилось о хлебе насущном, да, побольшому счету, и о завтрашнем дне. Ведь все это – забота родителей, их компетенция. Окружающий мир дети воспринимают просто: таким, каков он есть. Но почему порой бывает так трудно доверять Господу взрослым христианам? Часто мы полагаемся на свой разум, желая самостоятельно во всем разобраться. Мы пытаемся найти причину, докопаться до сути происходящего, но ответа не находим. Эти поиски нас изматывают, выводят из равновесия, вносят внутренний дискомфорт. Слово Божье призывает к другому пути: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Прит. 3:5-6). Апостол Петр, в свою очередь, увещевает нас: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:2).
Полное доверие Богу дает нам душевный покой, мир и радость в Духе Святом. Доверять Богу – значит полагаться на Него и тогда, когда не можем найти ответы на все животрепещущие вопросы. Бог в нужный момент покажет нам то, что нам необходимо делать и знать. Ведь как можно не доверять Тому, Кто одним Своим Словом создал Вселенную, сотворил нас по образу и подобию Своему? Кому, как не Ему, знать, что для нас будет лучше, а что – нет? Он слышит каждый наш вздох, знает каждый шаг. И ждет, когда же, наконец, мы умалим себя до уровня Его ребенка.
Стать снова детьми – задача непростая. Пройдя через страдания и боль, пережив предательство друзей и родных – снова открыть объятия миру, доверчиво склонив на плечо ближнему свою голову, нелегко. Однако, не впадая в детство, а возвращаясь в него, – все мы имеем шанс снова научиться желать счастья ближнему как самому себе, дабы получить наград уБожьего ребенка.